Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 14.04.21, 04:27


МДОУ "ЦРР Д/С "БЕРЕЗКА"


 


Категории раздела
Кладовая [198]Калейдоскоп событий [0]

Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



Каталог файлов


Консультация для воспитателей «Организация проектной и исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста по экологии» подготовила
25.09.20, 15:35
Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. В. Сухомлинский Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Важно не дать этому стремлению угаснуть: чем насыщеннее и разнообразнее деятельность, тем более она значима для ребенка; чем более он подготовлен к осуществлению изучения, исследования мира природы, тем успешнее развиваются и реализуются его способности. Умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, - это нужно каждому человеку. Универсальные навыки исследовательского поведения требуются в самых разных жизненных ситуациях. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Следовательно, педагог ДОУ должен быть подготовлен к осуществлению этой работы. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. В работе по опытно-экспериментальной деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает педагог. Эффективность решения задач опытно-экспериментальной деятельности зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников конкретных знаний, умений и навыков об окружающем мире. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе. В работе по экологическому воспитанию можно столкнуться с рядом противоречий: - между фронтальными формами обучения и воспитания детей с индивидуальным темпом познавательной деятельности каждого ребенка. - между необходимостью дифференциального подхода к обучению, воспитанию, развитию ребенка дошкольного возраста и единообразии содержания типовой программы. - между методологическими подходами традиционной программы и социальным заказом. Педагогические наблюдения подтвердили, что ребенок обучается лучше: - при наличии в группе достаточного количества различных учебно–игровых материалов, которые позволяют детям взаимодействовать с ними при помощи наиболее развитых органов чувств и широко развивают их компетенцию; - при обеспечении возможности свободного выбора детьми материалов, видов деятельности, партнеров по совместной деятельности и всего другого, что и делает обучение личностно ориентированным; - при сочетании в равной степени интересов детей и требований учебно– воспитательного плана; - при замене фронтального способа организации образовательного процесса на индивидуально–групповой, позволяющий каждому ребенку внести вклад в процесс обучения, а педагогу и сверстникам – учесть этот вклад; - при использовании игровых форм обучения; - если существует заинтересованность родителей и тесное их взаимодействие с педагогами. Чрезвычайное обстоятельство гибели природы, есть не что иное, как следствие, страшный результат более глубокого разрушения – личности, внутреннего мира человека, его ценностей, его отношения к миру, как общему состоянию. Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки. Ребенок не обидит увиденного на улице одинокого котенка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные. Наличие знаний еще не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении ребенка к природе. Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней. В наше время наблюдается процесс отчуждения ребенка от природы, которое проявляется в разных формах. Быстрый рост городов и, соответственно, численности городского населения привел к тому, что многие дети живут в практически искусственной среде, не имеют возможности общаться с природными объектами. Изо дня в день они видят серые монотонные здания, чувствуют под ногами асфальт, дышат выхлопными газами автомобилей, видят искусственные цветы. Ребенок больше времени проводит за компьютерными играми и телевизором. Никакой, даже самый красивый видеофильм о природе, не заменит живого общения с ней. Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с раннего возраста. Именно с ранних лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы. Какой же выход из создавшейся ситуации? Экологическое образование, полученное в детском саду, является основой для становления и развития экологической культуры ребенка. Экологическая культура ребенка целенаправленно формируется на занятиях и в повседневной жизни через модели педагогического процесса экологического образования дошкольников, интеграцию экологического воспитания во все виды деятельности, планирование наблюдений в природе и прогулок по экологической тропе. Дошкольный возраст – период интенсивного развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сфер, становлением основ самостоятельности и творческой индивидуальности ребенка в разных видах деятельности. Нельзя воспитывать личность, не научив ее любить и сострадать, наблюдать и видеть. Для того чтобы личность ребенка развивалась, чтобы он становился «субъектом собственной жизни», ему необходимо овладевать средствами и способами взаимодействия с миром: средствами и способами познания Истины, преобразования мира по законам Добра, Красоты и Здоровья, общения с миром, его оценивания в соответствии с этими законами. Детский сад сегодня это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно - эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края . Цель такой работы формирование у старших дошкольников естественно - научных знаний и представлений, осуществление проектно-исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания. Задачи • Развитие у детей элементарных естественно - научных представлений, экологической культуры и на этой основе формирование интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать); • Формирование собственного познавательного опыта у детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заменителей, моделей); • Освоение детьми методов, необходимых для проектно-исследовательской работы: изучение литературы, наблюдение за объектами живой и неживой природы, беседы, опыты, эксперименты; • Развитие творческих и коммуникативных способностей у дошкольников. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества, творческую активность детей в процессе игровой и учебно-познавательной деятельности; активизирует желание и умение создавать новые образы, проекты; придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха; откроет педагогу большие возможности для активизации мыслительной деятельности и развития личности дошкольников. Основные принципы · Принцип учёта возрастных особенностей детей; · Принцип индивидуальности и вариативности, построенный на учёте индивидуально-личностных особенностей детей; · Принцип психологической комфортности – создание особой предметно-развивающей среды, обеспечивающей эмоционально-комфортные условия образовательного процесса; · Принцип доступности, опирающийся на психические особенности детей; · Принцип систематичности и последовательности, реализует через постепенное овладение практическими навыками и умениями в области проектно-исследовательской деятельности; · Принцип сознательности и активности, основанный на осознанном включении детей в исследовательскую деятельность. · Принцип непрерывности – обеспечивает преемственные связи между дошкольным учреждением и начальными классами общеобразовательной школой; . Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека, - вот главные аспекты работы педагога с детьми. Необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса, а для этого необходимо тесное сотрудничество всего коллектива. Новой формой работы с дошкольниками являются экологические проекты, в рамках которых они проводят исследовательскую работу. Цель проектов - создать условия для подготовки детей к обучению основам экологии, сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности: познавательную, исследовательскую, творческую (художественно-эстетическую), ценностно-ориентированную, коммуникативную. Как правило, такие проекты выполняются всем коллективом детей или отдельными группами под постоянным наблюдением и руководством воспитателя. Проект включает подготовительный, исследовательский этапы и обсуждение результатов. Работа по проекту носит интегрированный характер: результаты дети обобщают в виде рисунков, коллажей, участвуют в инсценировках, праздниках. Следующий метод обучения - это занятия-экспериментирования: 1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса; 2. Выбор цели, задач, работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи); 3. Игровой тренинг, внимания, восприятия, памяти, логики мышления; 4. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий; 5. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы; 6. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования. Экспериментирование можно включать в разные формы работы с детьми: экскурсии, прогулки, трудовую деятельность, наблюдения, проведение опытов, организованных как самостоятельная или совместная деятельность. Также широко использую современные развивающие формы и методы обучения – это технические средства обучения (DVD – фильмы, телевидение, компьютер): - наглядный метод – использование карточек с методами исследования, дидактических игр, дидактических пособий, видеоматериалов; - словесный метод – активизация слухового восприятия, внимания; - игровой метод – где исследовательское поведение целенаправленно реализуется через игру (сюжетно-ролевая игра «Учёные»); - методы исследования – путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск: · «подумать самостоятельно»; · «спросить у другого человека»; · «посмотреть в книгах»; · «посмотреть по телевизору»; · «понаблюдать»; · «провести эксперимент»; · «получить информацию с помощью компьютера»; · «связаться со специалистом». В работе с детьми использую те формы деятельности, которые доставляют ребёнку радость, гармонично его развивают. При работе над проектом крайне важно закрепить детьми полученные знания и умения исследовательского поиска необходимыми для проведения самостоятельных исследований.: -в учебной деятельности: занятия-путешествия («Путешествие Капельки», опыты с водой, наблюдения за превращением воды, беседы); -в повседневной деятельности (целевые прогулки и экскурсии на водоем); -в практической деятельности (опыты, наблюдения, экспериментирования). Создание экологической развивающей среды Одно из важных условий воспитательно–образовательной работы по экологическому образованию дошкольников – правильная организация развивающей предметной среды. С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении должна способствовать: - познавательному развитию ребенка; - эколого-эстетическому развитию; - оздоровлению ребенка; - формированию нравственных качеств; - формированию экологически грамотного поведения. Таким образом, экологизация развивающей природной среды должна способствовать реализации всех компонентов его содержания: познавательного, нравственно-ценностного и деятельностного. Развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. Огород на окне: создается для наблюдений за ростом растений: Центр воды и песка: предназначен для экспериментирования с водой и песком, для снятия статического и эмоционального напряжения, развития моторики рук; Центр науки: предназначен для экспериментирования, опытов, наблюдений. Кроме этого в группе действует уголок природы, для закрепления знаний широко используются дидактические игры. Работа с родителями Основы характера, жизненная позиция ребенка закладываются в семье. И чтобы объяснить детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей, их бережное, любовное, заботливое отношение к природе. С родителями проводились беседы и консультации на экологические темы. От того, какой пример подадут взрослые в своем отношении к природе, зависит уровень экологической культуры ребенка. Педагог, родители и дети вместе готовили праздники, походы, экскурсии. Не секрет, что осуществлять экологическое образование родителей гораздо труднее, чем детей. Однако этим вопросом заниматься необходимо, так как без поддержки родителей нам не обойтись. Главная задача родителей: - поддерживать интерес детей к природе; - поощрять их экологически грамотные поступки; - проявлять интерес к содержанию занятий в детском саду; - и, конечно же, быть во всем примером. Кроме просветительной работы с родителями большое внимание должно уделяться совместной деятельности детей и взрослых, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей. Например, нами были проведены природоохранные акции «Превратим в игрушки мусор» (поделки из бросового материала), «Помоги птицам выжить» (изготовление кормушек, обеспечение кормом), «Помоги планете выжить» (уборка мусора) и другие. Большой популярностью и у детей и у родителей пользуются тематические выставки фотографий. Например: «Ребята и зверята», «Я и природа» и др. Родители оказывают помощь в сборе коллекций, экспонатов из природного материала, выращивании растений для уголка природы. Литература: 1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство»; 2. Программа экологического образования «Мы» автор Н.Н. Кондратьева; 3. Программа «Наш дом – природа» автор Н.А. Рыжова; 4. «Экологические занятия в ДОУ» автор Т.М. Бондаренко; 5. «Любовь к природе воспитываем с детства» автор С.Н. Николаева; 6. «Экологические занятия в детском саду» автор О.А. Воронкевич.
Категория: Кладовая | Добавил: Забава
Просмотров: 28 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
СТОП КОРОНАВИРУС

сайт УО

Портал Гос. услуг
ГМУ
Электроочередь
ЕСОКО

Вход на сайт
Друзья сайта
НАВЕРХ
Copyright MyCorp © 2021